Поиск неисправности и замена насоса в скважине

Замена насоса в скважине проводится только после выполнения всех проверок его работоспособности, которые возможно провести без подъема агрегата. Такие работы могут быть выполнены как специализированной организацией, так и самостоятельно, с привлечением домочадцев.

Практически каждый хозяин, знакомый с основами электротехники и имеющий навыки работы с электроизмерительными приборами (тестером или мегомметром) и слесарными инструментами, может с успехом справиться с этой работой. Ведь давно известно и подтверждено многочисленными примерами, что лучше владельца, работу никто не выполнит.

Причины поломки скважинных агрегатов

Для того чтобы понять, почему сломался насос, надо разобраться с его устройством. Погружная помпа — это конструкция, соединяющая в себе гидравлическую часть (насос) и электродвигатель посредством короткого вала. Питание мотора осуществляется через погружаемый силовой кабель.

Для того чтобы понять, почему сломался насос, надо разобраться с его устройством. Погружная помпа - это конструкция, соединяющая в себе гидравлическую часть (насос) и электродвигатель посредством короткого вала. Для защиты электрической части применяется поставляемая в комплекте агрегата пускозащитная аппаратура. Электродвигатели — 1 или 3-фазного исполнения, асинхронные с короткозамкнутым ротором. Охлаждение и смазка подшипников осуществляется водой либо незагустевающим маслом. В обоих вариантах рубашка двигателя охлаждается перекачиваемой средой.

Самый распространенный глубинный агрегат — это многоступенчатый центробежный насос. Он состоит из набора пакетов, включающих в себя рабочие колеса и направляющие аппараты. Первые — посажены на вал насоса и крепятся при помощи шпонки, вторые — впрессованы в корпус.

При работе агрегата, благодаря центробежным силам, во всасывающих полостях колес возникает разряжение, позволяющее втягивать воду. Среда, в свою очередь, через направляющий аппарат подается на всас следующего колеса. Последнее — выталкивает воду в трубу, по которой она поднимается на поверхность, в резервуар насосной станции или в наливную емкость.

Скважинный центробежный насос имеет повышенную подачу, в результате которой большое количество воды проходит через гидравлическую часть. При неглубокой скважине с потоком среды всасывается ил, песок и другие твердые частицы, находящиеся в придонном слое. Со временем они накапливаются в пакетах гидравлической части агрегата, и происходит заклинка колес. Особенно часто такая ситуация возникает при установке насоса в колодец.

Из-за постоянного нахождения в воде под воздействием во время работы низких температур и вибрации происходит растрескивание изоляционного покрытия как токоведущего кабеля (особенно в местах сросток), так и непосредственно во вводе в корпус электродвигателя. Из-за этого возникает постепенное снижение изоляции, а как результат — выход из строя двигателя насосного агрегата или отгорание кабеля электропитания в месте сростка.

При возникновении таких поломок необходима замена скважинного насоса. В любом случае подъем его на поверхность обязателен, даже для того, чтобы попытаться устранить неисправность своими руками или с привлечением специалистов. Всегда есть надежда и возможность продлить время «жизни» агрегата.

Методы поиска неисправности

Как в любых электроустановках, определение дефекта проводится от простого к сложному. В данном случае этот путь начинается от точки подачи питания и последовательно — до электродвигателя агрегата. Если насос запитан от отдельного автомата, тогда проверяется наличие напряжения на входных клеммах выключателя, а затем проверка осуществляется во включенном положении на выходных клеммах.

Если питание отсутствует после автомата, то причина неисправности в нем, при наличии — поиск продолжается от пускозащитной аппаратуры. Перед началом работ необходимо отключить электричество и вывесить предупреждающую надпись, чтобы питание не было подано несанкционированно.

Следующий шаг — отсоединение концов питания электродвигателя от пусковой аппаратуры. После выполнения этой операции на нее подается напряжение и тестером проверяется его наличие на входе и выходе пускателя. Этими действиями подтверждается целостность линии от выключателя до пусковой аппаратуры и ее работоспособность. При наличии сигнала на выходе означает, что проверяемая цепочка полностью исправна, а это значит, что предстоит извлечение из скважины и замена насоса.

Работы эти трудоемкие, поэтому без помощи членов семьи обойтись будет сложно. Чтобы поднять погружный насос, необходимо выполнить действия, что и при установке, только в обратном порядке. Отсоединив трубу от оголовка скважины до насосной станции и открутив заглушку, начинают подъем насоса. Действия выполняются плавно, без рывков и чрезмерных усилий.

Все элементы подвески агрегата достаются одновременно. Насос должен подниматься ровно, без заеданий в обсадной трубе ствола скважины. Поднятая на поверхность помпа укладывается на заранее подготовленную площадку, после чего производится ее визуальный осмотр. Если видимых повреждений на корпусе насоса и электродвигателя не выявлено, то приступают к следующему шагу поиска неисправности.

Проверка электродвигателя и разборка агрегата

Для контроля работоспособности двигателя необходимо последовательно провести ряд измерений. В первую очередь определяется целостность обмотки статора. Для этого тестером измеряется электрическое сопротивление, которое приблизительно должно быть равно значению, указанному в паспорте.

Если прибор показал «ноль» на всех шкалах или не реагирует на действие вовсе, то это говорит о повреждении обмотки статора двигателя. Тогда надо просто заменить насос в скважине. Дальнейшие действия по восстановлению работоспособности агрегата прекращаются.

При нормальных показаниях прибора и допустимом сопротивлении изоляции обмотки относительно корпуса (более 0.025 Мом) приступают к разборке агрегата. Для этого снимается защитная сетка, установленная на всасывающей полости насоса, и расчленяется агрегат. Соединение валов его частей, обычно выполнено шпоночным или шлицевым креплением.

После окончания разборки проверяется на легкость вращения вал двигателя и непосредственно насоса. Как правило, чаще заклинивает гидравлическую часть. Эту неисправность можно устранить следующим образом:

  1. Корпус насоса осторожно закрепить в тесках в вертикальном положении и валом вверх.
  2. Газовым ключом попытаться провернуть вал в одну и в другую сторону, одновременно поливая водой внутреннюю часть корпуса через всасывающую полость.
  3. Действия проводить до тех пор, пока из напорного патрубка не потечет чистая вода, а вал начнет вращаться свободно.

Далее проводится сборка агрегата и проверка его работы. Для этого насос помещают в емкость с чистой водой и кратковременно его включают.

Сложнее выглядит ситуация при заклинке двигателя. Как правило, это означает выход из строя подшипников. Если они выполнены в виде графитовых сегментов, то такой узел считается неремонтопригодным, поэтому придется идти в магазин за новым насосом. При применении подшипников качения двигатель можно восстановить, обратившись в специализированную мастерскую. Самостоятельно такую работу не сделать. На этом шаге поиск и устранение неисправности своими силами заканчивается.

Для контроля работоспособности двигателя необходимо последовательно провести ряд измерений. В первую очередь определяется целостность обмотки статора.

Установка насоса

После покупки нового или восстановления работоспособности старого агрегата проводится монтаж насоса в скважину. Если поломка была вызвана попаданием в гидравлическую часть абразива или ила, тогда есть необходимость провести бурение скважины на большую глубину, чтобы исключить в дальнейшем поломку агрегата по такой причине.

После покупки нового или восстановления работоспособности старого агрегата проводится монтаж насоса в скважину. Если поломка была вызвана попаданием в гидравлическую часть абразива или ила, тогда есть необходимость провести бурение скважины на большую глубину, чтобы исключить в дальнейшем поломку агрегата по такой причине.Перед опусканием насоса определяют расстояние от горловины скважины до зеркала воды. Замер проводится при помощи так называемого колокольчика. Это может быть старая металлическая кружка или другой пустотелый предмет с дном, к которому привязывается длинная веревка. Полученный колокольчик опускается в ствол скважины. Когда он достигнет поверхности воды, раздастся характерный звук, похожий на удар колокола.

Длина опущенной в обсадную трубу веревки будет равна расстоянию до зеркала воды. Насос должен находиться на глубине не более 5 м от уровня жидкости. Этим владелец защитит свой агрегат от возможного попадания воды в двигатель через сальниковый ввод. При этом расстояние от всасывающей полости до дна скважины должно быть не менее 3-5 м, что в достаточной степени обезопасит агрегат от попадания ила или песка.

Работы по установке насоса выполняются в порядке обратном извлечению. После того как агрегат займет свое место в скважине, шланг (труба) от оголовка к резервуару насосной станции не подсоединяется, а выводится наружу. Собрав электросхему, нужно провести пробный пуск.

При нормальной работе насос должен прокачать скважину в течение 30-40 минут. Все это время ведется визуальный контроль за качеством извлекаемой воды. Если прозрачность воды нормальная, а осадок не появился, тогда прокачку заканчивают и приступают к окончательному монтажу узла станции. При необходимости настраивают реле давления и пускозащитную аппаратуру.

Для того чтобы насос работал безаварийно, необходимо постоянно следить за состоянием скважины и периодически проводить ее прокачку. При появлении в воде осадка в виде иловых отложений скважину необходимо «продуть», но эти работы может выполнить качественно только специализированная организация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *