Как сделать дренажный колодец из покрышек

Колодец дренажный из покрышек является одним из простых вариантов обустройства дренажной системы на загородном участке. Сам по себе дренаж выполняет вполне конкретную задачу, защищая землю и различные сооружения от чрезмерной влаги.

Элементы этой системы могут изготавливаться разными способами, в т.ч. из специальных покупных деталей, предназначенных именно для такой цели, или из подручных средств. Естественно, что в последнем случае удается значительно снизить затраты, а если еще и все делать своими руками, то система вообще обойдется очень дешево, при этом функционально она ничего не потеряет.

Зачем нужны дренажные колодцы

По своей сути, дренаж — это комплекс гидротехнических мероприятий по защите сооружений и земельного участка от воздействия избыточной влаги, образующейся за счет осадков, паводков, сезонного повышения уровня грунтовых вод и т.д. Любые, даже самые прочные конструкции начинают постепенно разрушаться, если незапланированная вода будет подтачивать фундамент. Плодородные земли, надолго залитые водой, просто потеряют все свои лучшие качества.

Указанные обстоятельства приводят к необходимости оберегать постройки и свой участок от опасных воздействий, особенно в районах с повышенной природной влажностью. С этой целью изготавливается специальная дренажная система, которая решает конкретные задачи: сбор, отведение, удаление и утилизацию избыточной водной массы. Такие системы создаются своими руками, но с учетом рекомендаций специалистов.

Конструктивно дренажные комплексы включают такие составные части:

  1. Водозаборные элементы. Они размещаются непосредственно в зоне подтопления и могут формироваться в виде траншей, к которым подведены трубные сливы.
  2. Магистральные элементы: трубопровод (дрены) или система траншей для отведения воды.
  3. Утилизационные элементы. Эта часть завершает процесс, то есть выполняет окончательную операцию: накопление воды или сброс ее в почву в безопасном месте.
  4. Дополнительные эксплуатационные элементы. К ним можно отнести регулирующие и запорные устройства, приспособления и сооружения для эксплуатации и ремонта системы.

Дренажный колодец считается важной составной частью всей водоотводной системы. Он может исполнять утилизационные функции (основная задача) или играть роль дополнительного эксплуатационного элемента. От надежности и правильности его монтажа зависят функционирование и эффективность всей системы. В частности, его объем должен позволять собирать всю отводимую воду, в противном случае дренаж просто не обеспечит требуемое осушение.

Какие колодцы входят в систему

При обеспечении дренажа своими руками предусматриваются такие виды дренажных колодцев:

  1. Поворотный вариант. Такие колодцы устанавливаются при протяженном трубопроводе в следующих точках: через один поворот трубы и в месте, где сходятся несколько труб в одну линию. Решаемая задача — очищение труб (дрен), так как на участках изгибов часто возникают грязевые пробки.
  2. Поглотительный тип. Эти сооружения не требуют сборных и магистральных элементов. Они выкапываются в разных точках скопления воды, которая сама стекает в колодцы. При монтаже таких конструкций важно сформировать уклон поверхности, чтобы влага стекала в них сама.
  3. Водоприемные колодцы. По своей сути, это герметичные емкости, в которые стекает вся собираемая влага по дренам. По мере их заполнения производится откачка воды или ее использование на технические нужды, например, для полива.
  4. Фильтрующие конструкции — конечный элемент дренажной системы, находящийся в отдаленной зоне, где можно произвести сброс воды в грунт. В принципе, это вариант водоприемного колодца, в котором дно не герметично, а выполнено в виде естественного фильтра. Вода через придонную зону просачивается в грунт.

Конструкция дренажных колодцев зависит от выполняемой задачи, причем это различие в основном связано со строением придонного участка. Дно может обустраиваться двумя способами: быть герметичным в виде бетонной заливки или негерметичным, на основе подушки из песка и щебня. Шахта колодца имеет глубину, достаточную для накопления нужного объема воды.

Чаще всего она составляет 3-5 м. Стена шахты должна иметь гидроизоляцию, исключающую просачивание собираемой влаги в верхние слои почвы. Наконец, завершают конструкцию верхняя плита и люк. В эксплуатационных колодцах внутри шахты устанавливается лестница.

Колодцы из шин

При изготовлении дренажного колодца из автомобильных покрышек потребуется следующие инструменты:

  • лопата штыковая и совковая;
  • ведро и прочный трос для его погружения при выемке грунта и засыпке подушки;
  • мастерок;
  • шпатель;
  • лом;
  • нож;
  • рулетка;
  • отвес;
  • строительный уровень.

При строительстве дренажного колодца своими руками ставится важная задача — максимальное удешевление конструкции. В этом направлении изготовление стены шахты из подручных средств решает такую проблему. Одним из распространенных материалов стала автомобильная шина. В чем преимущества этого «стройматериала»?

Во-первых — доступность. Отслужившие шины — это, в принципе, мусор, от которого легко избавляются любые автомобильные салоны. Во-вторых — свойства. Резина обеспечивает гидроизоляцию, а армированный каркас — механическую прочность.

Для сооружения колодца своими руками лучше всего подойдут шины от грузового транспорта. Их диаметр вполне подойдет для строительства, а ширина сократит трудоемкость. Кроме того, их прочность очень высока, что позволит сдержать любые грунтовые подвижки.

Возведение колодца из шин осуществляется в следующем порядке:

  1. Рытье шахты. Круглая яма роемся вручную. Диаметр выбирается на 20-25 см больше внешнего диаметра шин. Глубина рассчитывается с учетом конкретных объемов воды и, как правило, составляет 3-3,5 м.
  2. Обустройство дна. При формировании герметичного дна вначале засыпается подушка из смеси песка и щебня толщиной 15-25 см, а затем заливается бетон толщиной 10-15 см. Фильтровальное дно изготавливается из 3 слоев щебня (поочередно крупной, средней и мелкой фракции) толщиной по 15-18 см каждый.
  3. Укладка шин. Каждая шина укладывается на предыдущий слой строго по одной оси, так, чтобы вся колонна оказалась строго вертикальной. В процессе монтажа внутренняя полость шины заполняется щебнем, галькой или керамзитом, для того чтобы уменьшить общую усадку колонны. Кроме того, утяжеление элементов позволяет обеспечить более плотное их прилегание друг ко другу.
  4. Заполнение зазора между шинами и грунтом производится щебнем, галькой или битым кирпичом. По мере заполнения зазора, производится тщательная трамбовка. При засыпке надо контролировать расположение шин, не допуская их смещения относительно вертикали.
  5. Введение дренажной трубы. Для введения дрены в колодец в шине сбоку прорезается отверстие по диаметру трубы. После ее проталкивания стык герметизируется.
  6. Формирование верхней плиты. Сверху шахты, облицованной автомобильными шинами, укладывается плита с отверстием для люка. Лучше всего использовать стандартную колодезную бетонную плиту, но можно применить металлический лист. Люк закрывается металлической или железобетонной крышкой с ручками.

Дренажный колодец является необходимым элементом системы для устранения избыточной влаги. Для удешевления конструкции его можно соорудить из покрышек грузовых машин или тракторов, что обеспечит необходимую герметичность и прочность колодезной стены. Все работы легко можно произвести своими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.